Обеспечить строгий контроль отходов и не допустить воздействия на окружающую среду позволяет их паспортизация. Оформление паспорта опасного отхода подразумевает анализ и документальную фиксацию перечня физико-химических свойств каждого конкретного вещества и установление его класса опасности. Регламент процедуры прописан в законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. и в приказе №712 «О паспортизации отходов» от 16 августа 2013 г.

Основная задача паспорта отходов – сбор и систематизация данных о конкретных видах мусора для последующей разработки методов его хранения, транспортировки и обезвреживания. При условии грамотного оформления документа, выполнение любых действий с отходами не станет причиной негативного влияния на природные ресурсы. Кроме того, паспортизация необходима:

  • для расчета оплаты за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а также – для составления проекта норматива образования отходов ПНООЛР;
  • исключения штрафных санкций при проверке контролирующих организаций, работающих в сфере экологического контроля и безопасности;
  • оформления договора на вывоз мусора со сторонней организацией;
  • соблюдения требований экологического законодательства.

Срок действия паспорта не имеет конечной даты только в случае, если данный вид отхода внесен в Федеральный классификационный каталог. Отсутствие конкретного наименования отхода в каталоге ФККО увеличивает длительность процесса паспортизации. В этом случае предприятию необходимо разработать паспорт самостоятельно и подать его на согласование в Росприроднадзор. При образовании нового вида отходов документ действует до момента внесения данных в ФККО, после чего на новый отход оформляется новый паспорт бессрочного действия.

Перечень лиц, на которых распространяется требование о паспортизации отходов

Законодательный акт №89-ФЗ распространяется на всех субъектов бизнеса независимо от формы собственности, в ходе повседневной работы которых постоянно или периодически образуются отходы I-V классов опасности. При этом объем образующегося мусора и побочных продуктов производства значения не имеет. Отличия в процедуре прослеживаются в зависимости от отношения субъекта к собственности территории, где осуществляется коммерческая деятельность:

  • Собственники, предоставляющие здания и землю в аренду

На владельцев объектов бизнеса возложена основная обязанность по документальному учету всех отходов, в том числе – поступающих от деятельности арендаторов. В зависимости от особенностей здания или помещения, арендодатели обязаны учитывать отходы от парковки, производственной и прочей хозяйственной деятельности, от клиентов и с прилегающей территории. Если арендодатель не ведет хозяйственной деятельности на объекте, и на нем работает лишь арендатор, собственник освобождается от необходимости паспортизации отходов, эта обязанность возлагается на субъекта, фактически работающего на арендованной территории.

  • Лица, получившие объект во временное пользование

Арендаторы, в ходе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны выполнить их паспортизацию. Требование особенно актуально для субъектов бизнеса, арендующих территорию на первом этаже жилых домов. Им предписано самостоятельно заключать договор на вывоз мусора, для чего требуется предоставить будущему исполнителю паспорта отходов. Пользование контейнерами для сбора мусора, предназначенными для жильцов, рассматривается как серьезное нарушение и влечет за собой крупные штрафы.

  • Управляющие компании, занимающиеся вопросами обеспечения функционирования жилых и коммерческих объектов

Для данных субъектов бизнеса паспортизация и последующее оформление договора на вывоз отходов является обязательным требованием. Если здание или территория находится в аренде, обязанность по разработке паспортов по предварительной договоренности принимает на себя либо собственник, либо арендатор.

Обязательные реквизиты документа

Основная задача паспортизации – предоставление исчерпывающих сведений об отходах для их точной классификации и строгого учета. С целью документального закрепления перечня реквизитов паспорта разработано Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности". Согласно его положениям, в паспорте должны указываться:

  • тип отхода;
  • наименование и соответствующий код по ФККО;
  • описание рабочего процесса, вследствие которого образуются вредные вещества, а также – описание продукта, на основе которого образовались отходы;
  • химический состав в процентах от общего объема;
  • класс опасности;
  • структура и агрегатное состояние на разных уровнях температур, физические свойства.

Рассмотрение и согласование паспортов в органах Росприроднадзора

Паспортизация осуществляется в следующей последовательности:

  1. Устанавливается точный перечень отходов, требующих документального оформления.
  2. В специализированной лаборатории выполняется детальный химический анализ веществ.
  3. На основании полученных данных выполняется расчет класса опасности.
  4. По итогам исследований и расчетов составляются паспорта по установленной форме.
  5. Документальное подтверждение проделанной работы подается на рассмотрение в Росприроднадзор для внесения данных по отходу в ФККО.

Поданные документы тщательно изучаются специалистами и одновременно проверяются на предмет достоверности указанной информации. Если нарушений в расчетах не выявлено, паспорта приобретают статус юридического документа. При выявлении ошибок заявитель получает 25 дней на их устранение и повторную подачу документов. Те субъекты, кто не успел сделать корректировку в указанный срок, получают документы обратно в течение пяти дней с момента истечения срока их исправления и повторной подачи.

Учитывая высокую сложность процесса паспортизации, становится понятной необходимостью обращения к опытным специалистам в сфере экологической безопасности. Такое решение сэкономит ваше время и сократит затраты на организацию перемещения отходов, а также – позволит получить необходимые документы, составленные с учетом требований стандартов. Кроме того, сотрудничество с профессионалами позволит избежать штрафов за нарушения экологического законодательства и повысить конкурентоспособность компании.

Оформление паспортов силами сотрудников «Экобюро»

Мы готовы избавить вас от документальных сложностей и необходимости разбираться в сложной терминологии природоохранного законодательства. Квалифицированные специалисты:

  • проведут необходимые лабораторные анализы и расчеты количественного и качественного состава отходов;
  • подготовят полный пакет рабочих материалов и отчетных документов;
  • передадут их на согласование и утверждение в отделение Росприроднадзора, одновременно решая все возникающие вопросы;
  • проконсультируют по основным аспектам соблюдения природоохранного законодательства в конкретных условиях вашей деятельности, а также – разработают комплекс мер по оптимизации обращения с отходами.

Паспортизация отходов – ваш вклад в сохранение природного богатства страны!

Срок разработки от 5 рабочих дней.

Срок согласования — подается в уведомительном порядке (при необходимости получения подтверждения – 30 рабочих дней).

    Хочу уточнить

    Оставьте ваши контактные данные и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.